Алексе́й Ве́дающий Эгре́горы (donnightman) wrote,
donnightman

Cuba Libre или записки путешественника

Оригинал взят у vas_romanova в Cuba Libre или записки путешественника
Это не совсем отчет о путешествии, это собранные в одном сообщении записки о такой разной Кубе, которые хочется сохранить, чтобы они не потускнели и не запылились в дальних уголках памяти, чтобы благодаря этому всегда можно было вернуться туда в своих воспоминаниях. Тут будут не только мои фотографии, но часть фото, взятых из интернета.

102884267_4603781_md_232

Часть первая. Гавана.
Я не буду вспоминать о том, как мы прилетели поздно вечером и гуляли по ночной Кубе, которая показалась неприветливой и пустынной. Это не было нашим началом знакомства с Гаваной, оно началось только утром.
Поселились мы на втором этаже особняка, построенного в колониальном стиле у необыкновенной кубинки по имени Глэдис. Как жаль, что она говорила только по испански и совсем чуточку по-английски. И наше утро в Гаване началось с приготовленного ею завтрака. Овощи, фрукты, омлет, свежевыжатый сок, свежайший хлеб и деревенское масло, настоящий кубинский кофе... как же все было вкусно! Даже у самых обычных для нас продуктов там абсолютно другой вкус - они настоящие. Как из детства. Ведь это все органическое.

Но возвращаясь к Гаване:
Первое впечатление - это ухоженные и чистые улицы, хорошие дороги с разметками, современные светофоры и городской транспорт. Эй, а где же та бедная и неряшливая Куба, о которой столько пишут? Да, социальная сфера тут развита куда более, чем во многих странах СНГ да и не только.
Второе впечатление: о Боже, я попала на парад ретроавто! При виде некоторых просто перехватывало дух, и я даже забывала сделать фото. Правда, никогда не думала, что от них столько дыма. Чем они их заправляют? Смолой что ли:)? Иногда рядом с ними рискуешь оказаться в огромном черном облаке и уж тогда-то дух перехватывает уже в прямом смысле слова:)

07754842-5f83b
0_24e90_65c05885_XL

Прогулявшись по набережной, мы пришли к крепости Эль Морро

original

Красиво, монументально, есть в ней налет старинной мрачности и невероятной мощности.

havana-1

Но во внутрь крепости идти не захотелось т.к. солнышко не на шутку пригревает днем и мы нырнули вглубь узеньких улочек старой Гаваны, по которым когда-то гулял Хемингуэй. Но в его любимый бар заходить не стали, поставили для себя "галочку" рядом с ним и пошли дальше. Этот бар скорее помнит толпы туристов, чем великого писателя.

640px-Old_Havana_back_street
cuba16072012-LaHavane
Old_Havana_architecture
staraja-gavana-dostoprimechatelnosti-01

А это Гаванский Капитолий. А ведь похож да?

51596880b86ddb627e000448

Но сейчас он на реставрации и мы его увидели таким.

Но не вся Гавана красивая и приятно пахнет. Эти фотографии сделаны в центре и в этих полуразрушенных домах тоже живут люди. Иногда они находятся в паре метров от роскошных особняков.

171042503-22a29a9b-9f10-4449-90e4-e987a12ab7bf

Из экскурсии на крыше автобуса больше всего меня поразило кладбище: оно ничуть не напоминало место скорби в нашем понимании. Никакой мрачности, а надгробия украшают необыкновенной красоты белоснежные скульптуры.

dlyakota.ru_otdyh_gavana_1321

Вечером мы насладились коктейлями и чудесными блюдами в ресторане, на первом этаже нашего дома. Хорошие рестораны редкость даже для Гаваны и нам очень повезло, что один из них находился так близко. А еще там готовили великолепных лангустов на углях. А я, каждый раз возвращаясь туда, не могла отказать себе в удовольствии полакомиться великолепным итальянским сыром. Что еще интересно для Гаваны: цены в хорошем ресторане и забегаловке для туриста будут приблизительно одинаковыми.

staraya-gavana-moskow1333461070

Это был наш первый день на Кубе и дальше мы уже имели некоторое свое первоначальное представление об этой стране, которое с каждым новым днем сдвигалось, менялось, иногда рушилось и строилось заново, но нам уже было с чем сравнивать. Главное было - не сидеть на месте и на следующий день мы уже запланировали поездку в долину Виниалес.

Часть вторая. Долина Виниалес.
Проснувшись утром и отправившись в гостиную, мы увидели, что сегодня Глэдис приготовила нам в два раза больше еды! Просто вчера мы были такими голодными с утра, что съели все, и она решила, что мы не наедаемся. Вообще, одно из самых ярких и важных впечатлений о Кубе - это люди: невероятно добрые, душевные, отзывчивые, они еще не испорчены захлестнувшим нас потоком информации, и стараются во всем помогать тем, кто рядом. Ну, может, конечно, и не все такие, но нам очень везло (но тут по секрету скажу, что это я заранее подготовилась и проштудировала форум Винского в поисках добрых людей в разных городах Кубы по маршруту нашего путешествия). Квартира Глэдис запомнилась нам теплом и ощущением, что мы не где-то далеко от дома в чужой стране, а приехали на лето к своей бабушке - настолько теплой и душевной была атмосфера.
Дорога в Виниалес и обратно заняла у нас почти весь день, и она уже сама по себе, даже без посещения туристических достопримечательностей, была очень живописной, яркой и сочной.

cuba-pinar-del-rio
VLZ_16

По дороге мы заехали на маленькую ферму по выращиванию табака

4b211c4179b1
115345_original

Побывали в невероятной красоты пещере и прокатились на лодке по горной реке внутри. Ощущение было, что находишься сейчас далеко в прошлом ну или на грандиозных декорациях какого-то фильма. А когда выплываешь на лодке из пещеры в озеро, через ущелье, обрамленное лианами, - это ощущение вообще невозможно описать словами. Как будто попал из фильма "Парк Юрского периода" в "Голубую Лагуну". Но сделать фото в пещере крайне сложно - они не передадут всю атмосферу волшебства.

1250622339_pinar-del-rio.2
643638cd7334

Посмотрели одну из туристических достопримечательностей - огромнейшую, и как мне показалось, нелепую картину на скале, подаренную Фиделем своей подруге.

24 Cuba - Vinales Valley - Mural de la Prehistoria

А на обратной дороге заехали в небольшой ресторанчик, где восхитительно готовили на углях.

Про национальную кухню.
Кубинцы питаются очень плохо. Несмотря на то, что у них столько самых разных фруктов, овощи, рыба, салаты, они предпочитают есть рис с бобами, жареную картошку, пиццу, очень много сладкого, мучного, жаренного. Миф о красивых кубинках бесследно таял... к 20 годам у девушек уже появлялся животик, а к 25 они становятся даже слишком полненькими, хотя у них нисколько нет комплексов по этому поводу.

Часть третья. Сьенфуэгос.
Мы очень ждали этого дня, поскольку именно с него и начиналось настоящее путешествие по Кубе - путешествие по провинциям. У нас была машина, навигатор и отличное настроение, с которым мы отправились в путь.
И снова радуют сделанные на совесть дороги. Правда в городах нужно ставить знаки "уступи дорогу лошади", "осторожно! бессмертные кубинцы" и "велосипидист всегда прав т.к. у него нет зеркала заднего вида".
Крокодиловую ферму и воссозданную деревню майя мы объезжаем т.к. хочется чего-то настоящего, нетуристического! Хочется увидеть всю красоту Кубы, какой она сохранилась, а не какой ее сделали для туристов.
Первым пунктом в нашем путешествии были дикие пляжи вдоль побережья.
Красоту этих мест сложно описать словами, нужно только узреть воочию. Я никогда не видела такого насыщенного цвета океана и таких богатых переливов: от небесно-голубого до насыщенно-синего, но как будто смотришь через бирюзовое стеклышко.

Правда купаться на тех пляжах неудобно и не только потому, что там каменистый берег, а еще и из-за его местных обитателей, у которых период миграции и они ведут себя крайне агрессивно и даже иногда непристойно и срамно (это же еще и период размножения и тут у меня одним вопросом "как?" стало меньше).

Их там невероятное количество и они куда-то еще и мигрируют, а точнее поджидают проезжающих машин, чтобы кинуться им под колеса. Внешним видом они напоминали мне воинствующих самураев. Вот как выглядит дорога вдоль побережья и, приглядевшись, можно увидеть, сколько их уже полегло в неравной борьбе с машинами. Нам тоже досталось несколько камикадзе, но понять их истинный замысел мы сможем только спустя несколько дней, находясь уже очень далеко от этого пляжа.

От горячего асфальта исходит густой сладковатый запах крабовых палочек (а я-то думала, что в них крабами-то и не пахнет). Странно, почему их не ловят и не едят? Кубинцы же вроде не избалованы белковой пищей и живут весьма скромно. Или все-таки избалованы... ну или ленивы. Как мне потом объяснил один из кубинцев - они не едят этих крабов т.к. они слишком мелкие. Ну, ничего себе мелкие! Панцирь с мою ладонь! Все-таки кубинцы до безобразия ленивы - у нас бы их давно уже съели. Причем просто пришли бы с котелком, пивом и прямо там бы их приготовили.

Приехав, в Сьентфуэгос мы поселились в семье одного кубинца, который во времена СССР учился в Киеве и отлично говорил по-русски. И первым делом мы отправились за город на пляж, чтобы поплавать. Вода была на удивление теплой.

CIE301F-0

После купания мы отправились на прогулку по небольшому, но ставшему для нас таким незабываемым, городку. Наверно эти два дня проведенных в нем запомнятся больше всего.
После шумной и суетливой Гаваны, Съентфуегос показался нам городком из прошлого: красивые пешеходные улочки и музыка 50-х годов из городских динамиков создавали ощущение, что мы перенеслись в прошлое и что вот-вот из-за угла выйдет Капоне с сигарой (почему именно он? ну просто никого другого не вспомнила). Такие впечатления невозможно воссоздать, они бывают только один раз.
А еще лошадиные повозки вместо маршруток и ресторан, в котором парень пел так, что мурашки по коже. По-настоящему, искренне и настолько талантливо, что, наверное , участвуй он в Х-Факторе любой страны, то стал бы победителем. Закат на причале. А еще чемпионы мира по боксу: забавный такой незлобный развод по-кубински, когда на улице с вами знакомится мужчина, начинает ненавязчиво общаться, а потом говорит, что в прошлом он чемпион мира по боксу и нам, как уже его близким друзьям, он советует сходить в какой-то конкретный ресторан. Ну, это что-то вроде зазывал. За один вечер нам посчастливилось встретить аж двух чемпионов мира по боксу. Причем с разнице в пол часа. Бывает же:) Лешка никогда, наверно, так не смеялся, но мне кажется, что первому он все таки поверил.

1248012415_cienfuegosvalle
1_2

Пионеры на Кубе

picture_preview_6491

Часть четвертая. Водопад Ель Ничо и ужин в большой кубинской семье.
Утром позавтракав, мы с нашими новыми кубинскими друзьями, у которых остановились, поехали на водопад.
Красота этих мест говорит сама за себя, и даже слова тут буду излишни. Без сомнения это одно из самых красивых мест Кубы. Находись он в любой другой стране мира - там были бы непроходимые толпы туристов, но на наших фото даже получалось уловить момент, чтобы в кадре создавалась иллюзия отсутствия других людей. О, это вам не Египетские пирамиды с групповыми фото в стиле "я и еще сто незнакомых мне чуваков":)

Vodopad-El-Nitcho-Kuba

После прогулки по водопаду мы пошли по закрытой тропинке вглубь тропического леса. Ну а кто бы не пошел по тропинке, огражденной забором с одной некрепко закрепленной планкой и надписью, что туда нельзя т.к. там опасно? Было ощущение, что на этот раз мы попали в сериал LOST. Там мы нашли несколько очень интересных пещер, но исследовать их вглубь не стали т.к. это было весьма небезопасно, а наша мед.страховка не распространялась на необдуманные поступки.

Вечером мы ужинали вместе со всей их семьей на крыше дома. Глава семейства, его мама, жена, дочь и ее жених, внучка, сын. Очень по-домашнему теплый и душевный был вечер.

Часть пятая. Тринидад.
Красивый и небольшой городок.
Очень большая часть его отреставрирована и, пожалуй, там мы видели самую большую концентрацию туристов на квадратный метр.
Его обязательно нужно видеть, но говорить о нем особо нечего.
Еще город запомнился очень вкусным ужином, который приготовил хозяин дома, у которого мы останавливались. И, опять-таки, добротой простых кубинцев, которые просто так и на совесть починили мне отклеившийся ремешок, когда я подошла на улице к первому встречному кубинцу и показала, что мне нужна помощь, объяснив, что денег у меня всего-то только пара мелких монеток.

77852554_1315248256_181
Trinidad-Wallpaper-Cuba1

Часть шестая. Камагуэй и Ольгин.
Рано утром мы отправились в дальнюю дорогу в Ольгин. Уже куда менее туристический город.
По дороге мы остановились выпить кофе и перекусить в Камагуэйе. Погуляли по его улочкам, полюбовались его архитектурой, несколько отличной от других городов, но все равно постепенно Куба для нас стала сливаться в одну большую череду разноцветных зданий, преимущественно в колониальном стиле и города стали казаться похожими друг на друга.

Camaguey_rooftops_1

В Ольгин, срочно в Ольгин - ведь он наверняка другой. Насколько другим будет Ольгин мы поняли еще в пути по тому, как менялось настроение вокруг: все чаще встречались лозунги в поддержку партии, памятники и просто бюсты Хосе Марти (это вроде кубинского К.Маркса), все чаще антиамериканская пропаганда и прославление революции. Неужели настоящая Куба:)? Еще та, которая коммунистической закалки, которая верит в остров свободы и не бредит капиталистическим будущим.

cuba11

Попав в Ольгин под вечер, мы почувствовали себя дома... году так в 80-м. Это было забавно, но очень хотелось кушать, а с этим там были проблемы т.к. рисковать есть местную еду из сомнительных лотков мы не стали. В конце концов, мы нашли ресторан в котором, кроме пива была еще и еда. Но из всего меню там оказалась только пицца, макароны, пинаколада и пиво. Гулять, так гулять: и мы заказали ВСЕ, что у них было в меню:) Пиво у них хорошее - это да, а вот все остальное пришлось запихивать в себя, несмотря даже на сильный голод. И заказать все меню обошлось нам в 4 долл.
Потом мы еще зашли в огромную столовую, в которой продавалось только мороженное! И тут почувствовав себя как в детстве я стала предвкушать, как сейчас закажу у них по шарику самых разных сортов, а еще соусы к ним и обязательно орешки, шоколадную крошку, и вафельную и печенье.... но парень сообщил, что у них есть только мороженное и уточнил какое мы хотим? А на вопрос: какое есть? Ответил, что только апельсиновое. И чего тогда спрашивать, а? Но я ведь люблю апельсиновое мороженое т.ч. неси и побольше! Странно, что оно оказалось розовым, а вкус его был еще более загадочным т.ч. парень мог спокойно назвать его не только апельсиновым, но и клубничным-персиковым-банановым-гуавным и т.д. Стоило все это удовольствие около 20 центов - ну как тут обидишься на них после такого:)? Экскурсия в детство удалась. А после этого мы еще долго сидели на площади и наблюдали за гуляющими людьми. Туристов в Ольгине было совсем немного и в основном туда приезжали одинокие мужчины - девушки-то там действительно куда красивее, чем в столице, да и цены значительно ниже.

Holgu_C3_ADn_002

Часть седьмая. Ольгин. Пляжный день
А начался день с того, что мы очень долго не могли найти место, где бы нам выпить утренний кофе и скушать хоть что-нибудь на завтрак отличное от пиццы. Вот тут-то и почувствовалась снова вся подноготная нетуристических мест. Но после долгих поисков, мы все-таки позавтракали яичницей и отправились на пляжи с белоснежным песком. А тут нас уже поджидало новое приключение: приехав на пляж, мы обнаружили, что колесо у машины спущено, но даже это не стало проблемой: пока Леша купался, нашлись умельцы, которые объяснили, что накачивать его бесполезно, но они с радостью заменили его на запаску и все остались довольны.
После этого мы поехали в бухту, которая была местом высадки Колумба, а по дороге нашли мастера, который на совесть починил наше колесо и поставил его обратно. Вот тут-то мы и вспомнили о крабах-камикадзе, ведь он вынул из проткнутого колеса кусочек хитинового панциря. Смотреть на процесс латания колеса сбежались все соседи и еще привели детей. Было забавно наблюдать, как они заглядывали все через забор, а малышей поднимают на руки, что бы и им было видно. Детки получили леденцы и шоколадки, а взрослые незабываемое шоу под названием «замена колеса буржуйской машине».

Попав на пляж, вдоволь накупавшись и покушав в бухте (ура! еда! настоящая, а не пицца), мы отправились обратно в Ольгин, чтобы на следующий день поехать в Санта-Клару.

1275996526_p_1

Часть восьмая. Санта-Клара.
По дороге из Ольгина в Санта-Клару мы подвезли одну кубинку. Она была скромной и приятной девушкой, говорила немного по-английски и мы поняли, что нам очень не хватает гида, который мог бы быть нам переводчиком, экскурсоводом и просто человеком, который понимает местную жизнь, поэтому мы попросили ее поехать с нами.
Ее документы я на всякий случай забрала на хранение.
Санта-Клара была похожа на все другие провинциальные города Кубы. Изюминкой города был огромный монумент Че, хотя выглядел он печально... громоздко и нелепо. Но больше всего Санта-Клара мне запомнилась стеной с антиамериканскими фресками.

Часть десятая. Санта-Мария и ночная Гавана.
После Санта-Клары мы планировали поехать в Мантазас и посмотреть город, который называют "Венецией Кубы", но за время путешествия по провинциям и чемоданной жизни нам очень захотелось вернуться в Гавану, вкусно покушать и просто немножко расслабиться, побыть в цивилизации насколько это возможно на Кубе. Только перед этим мы решили заехать на пляж остова Санта-Мария и понежиться на солнышке.
Дорога к острову уже сама по себе оказалась очень интересной и живописной: горный регион с множеством зелени и небольших деревушек, а к самому острову ведет 10 км насыпной косы через лазурный океан.

дорога на Кайо-Санта_Мария

Белый песок, бирюзовый океан, лежаки, зонтики и очень мало людей. Так мы провели там половину дня, а затем отправились в Гавану.

c6cb69d5-5376-4069-8757-c630260cc5f8

В Гаване мы поселились в еще одной очень приветливой и доброй семье, которая говорила по-русски. И вечером их сын устроил нам экскурсию в ночную жизнь Гаваны. Мы попали в какой-то закрытый клуб для местной золотой молодежи. Ощущение было, что это не Куба, что мы попали в какую-то другую страну. Там даже кубинки казались не кубинками. Это было очень интересно и необычно т.к. до этого мы уже побывали не на одной дискотеке в разных городах, которые больше напоминали сельские клубы времен СССР.
На утро болела голова от перебора впечатлений:)

Последняя часть. Спокойная Гавана.
Следующий день был посвящен отдыху, посещению любимого ресторана, выбору подарков себе и родным. Спокойный и неторопливый день после суетливой недели, прогулка по крепости, узеньким улочкам старой Гаваны и посещение табачной фабрики.

4df4bf93f4086
52 Cuba - Havana Centro - Real Fabrica de Tabacos Partagas cigar factory
58120060218-113124_Cuba_Havana_Vieja_Castillo_de_la_Real_Fuerza
large
upload-2

Мне уже хотелось домой. Не раз слышала, что две недели - это слишком мало для Кубы, но я даже не представляю насколько нужно быть усталым от суеты мегаполиса, чтобы не насытиться Кубой за это время. Я увидела ее такой разной. И успела ее увидеть пока Куба еще остается Кубой - островом свободы. А через несколько лет это может быть совсем другая страна, с другими людьми, в ней может потеряться тот кусочек детства, который понятен сегодня далеко не каждому: я рожден в советском союзе, вырос я в СССР.

svidetelstvo_o_rozhdenii_gosznak_1981-600x431

Buy promo for minimal price.